Россия 
Ваш регион:
Россия
Ваш регион:
Выберите свой регион
После выбора Вам отобразятся новости, мероприятия, фото- и видеоальбомы выбранного региона
По вашему запросу не найдено результатов

Главная фигура дошкольного образования – это воспитатель

Главная фигура дошкольного образования – это воспитатель

20 июля 2018
Опубликовано: 20 июля 2018

В августе в Москве состоится форум «Ориентиры детства». Еще никогда на одной площадке не встречались несколько тысяч воспитателей. Мероприятие для педагогов пройдет в формате «интенсив». Символично, что именно специалистам в области дошкольного образования предлагается настолько динамичный, захватывающий, формат. Люди творческие, нацеленные на совершенствование мастерства и личностное развитие, они решают сложнейшую задачу – воспитывают наше будущее. Какие проблемы им приходится решать? Какие преодолевать трудности?

Дошкольный возраст — это период становления личности ребёнка. Это время, когда мы еще можем работать с его искренним интересом к миру и неподдельным вдохновением к открытиям. Нам пока не надо искать сложные способы, чтобы пробудить его мотивацию, поставить учебную задачу. В детстве любое живое проявление мысли может стать отправной точкой для увлекательного процесса познания. И, безусловно, мы все понимаем, что ключевая фигура здесь - педагог.

По данным опроса Общероссийского народного фронта, 60% родителей считают, что личность педагога и то, что он транслирует детям, важнее, чем транспортная доступность, материальное оснащение и другие факторы, на которые мы привыкли обращать внимание.

Согласно образовательному стандарту, главный упор следует делать на развитие малышей через игру, общение со сверстниками и старшими, семьей, воспитателями. У детей должны формироваться инициативность и самостоятельность, уверенность в собственных силах, положительное отношение к себе и другим, развиваться воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Для многих воспитателей новые требования означали необходимость изменить стиль работы.

Педагог всегда находится в поиске. По данным исследования, проведённого Фондом «Национальные ресурсы образования», 8% из 200 опрошенных воспитателей признаются, что считают свои профессиональные знания недостаточными, а многие проблемы, связанные с воспитанием, вызывают затруднения и требуют консультации других специалистов. При этом 29% отмечают, что регулярно привлекают родителей, иных педагогов, психологов или врачей для помощи в работе с детьми.

72% респондентов сообщают, что для решения профессиональных вопросов обращаются к психологу или логопеду, 3% — к социальному педагогу, 22% — к врачу.

Почти половина педагогов отметили, что воспитательная работа в их детском саду в целом организована эффективно, но не всегда удаётся уделить достаточно внимания отдельным воспитанникам и их проблемам. 18%, к сожалению, признаются, что многие мероприятия проводятся «для галочки», отдельные педагоги не очень охотно разговаривают с дошкольниками и ведут с ними работу, еще 1% респондентов — что в части воспитания организация полагается в основном на семью и близкий круг общения.

Количество времени и усилий, которые требуются для внедрения новых идей и технологий образования в практику, в большей степени зависят от готовности и способности воспитателя изменить свою деятельность, осваивая новшества и совершенствуясь. Традиционные формы повышения квалификации утрачивают своё значение из-за низкой эффективности. Педагоги стремятся овладеть действенными инструментами, востребованными в современных реалиях, а не знакомиться с очередными теоретическими выкладками. Поэтому так важно вовлекать их в коллективные деловые игры, мастер-классы, педагогические тренинги, конкурсы профессионального мастерства, изучать и распространять передовой педагогический опыт.

Просветительские мероприятия для педагогов дошкольного образования регулярно организовывают региональные отделения и филиалы Российского общества «Знание».

Так, в прошлом году Челябинске состоялся мастер-класс «Просветительство в современной России» для будущих педагогов дошкольного образования из Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Студенты узнали о бесплатных ресурсах в сфере просветительства, использовании в профессиональной деятельности потенциала родителей, методах организации работы, алгоритме проведения конкурсов. 

Калужское региональное отделение в апреле нынешнего года организовало семинар-практикум «Аэрокосмическое образование (просвещение) детей дошкольного возраста на основе краеведения».

В Якутске реализован цикл научно-просветительских встреч специалистов в области дошкольного образования с профессурой Северо-Восточного федерального университета «Open. лекции».

Масштабная работа ведется Ивановским, Кемеровским, Воронежским, Вологодским, Курским и Самарским отделениями Российского общества «Знание».

Педагоги вовлекаются и в новые форматы просвещения. Летом прошлого года в Хабаровске на базе Педагогического института Тихоокеанского государственного университета развернула работу Всероссийская «Мобильная академия «Педагогический Транссиб: от Москвы до берегов Амура» от Российского общества «Знание». Около 150 педагогов Хабаровского края слушали лекции специалистов об особенностях современной системы образования, роли проектной деятельности в достижении основной цели - личностном развитии детей, участвовали в обучающих мастер-классах, демонстрирующих современные методики проектной деятельности.

Собственно проект стартовал в Москве, а первые «Мобильные академии» были проведены в Ульяновске.

Для внедрения инновационного педагогического опыта в практику, помимо профессиональной мобильности, необходима соответствующая образовательная среда. Не во всех детских садах есть необходимые для развития детей обучающие материалы, игрушки, оборудованные площадки для прогулок. Педагоги вынуждены регулярно покупать на собственные средства раздаточные, демонстрационные, дидактические материалы, материалы для игр и творчества или просить родителей своих воспитанников приобрести необходимое.

Не все детские сады обеспечены необходимыми специалистами. Лишь 8% воспитателей указали, что вмести с ними работают музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, дефектолог, социальный педагог, хореограф. Столько же опрошенных сообщили, что в учреждении нет никаких специалистов, кроме воспитателей.

Особую остроту проблема приобретает, когда речь идет об инклюзивной аудитории. Здесь требуется принципиально иная наполняемость групп, тьюторы, профессиональное взаимодействие с родителями. Тем не менее, практики, позволяющие предоставить ребенку, независимо от исходного уровня развития или состояния здоровья, широкие образовательные возможности существуют.

В России разработаны методы ранней, с первого года жизни, психолого-педагогической профилактики инвалидизации детей с различными вариантами ограничений жизнедеятельности. Создан уникальный подход к реабилитации детей после операции кохлеарной имплантации. Ребенок, перенесший операцию, фактически переводится на путь естественного развития, типичного для нормально слышащих сверстников.

Сегодня каждый трехсотый ребенок имеет тяжелое врожденное расстройство аутистического спектра, которое может привести к инвалидности. Российская академия образования создает целостную систему методов коррекции через социальное развитие, позволяющую включить их в образовательное пространство. Работа с детьми с РАС ведется с раннего, дошкольного, школьного и постшкольного возраста. Ранняя диагностика и помощь позволяет избежать формирования наиболее тяжелых вариантов аутизма, а во многих случаях и предотвратить расстройство.

В настоящее время ученые прогнозируют увеличение доли детей с различными формами аутизма. Поэтому крайне важно, чтобы детские сады могли реализовывать элементы вышеупомянутой коррекционной системы.  Опыт есть. Как есть и примеры открытия в детских садах соляных комнат, массажных кабинетов (при наличии лицензии). Такой детский сад трансформируется из организации, где во главу угла ставились присмотр и уход за ребенком, в полноценный центр формирования здоровья и личностного развития.

Все большее число детских садов в разных регионах открывают образовательные программы, которые совсем недавно считались экзотикой даже на средней ступени школы. Например, «Робототехника» и «Лего-конструирование», «Основы программирования». Естественно, за каждым из прорывов – личность и кропотливая работа педагога.

Для того, чтобы новые программы появлялись в большем количестве детских садов, необходимы не только содержательные, но и структурные изменения системы дошкольного образования, конечной целью которых должно быть снижение нагрузки и повышение заработной платы воспитателя.

Дорогие друзья, приглашаю специалистов в области дошкольного образования принять участие в форуме «Ориентиры детства», соорганизатором которого является «Российское общество «Знание». Не сомневаюсь, что новые знания и навыки, полученные в рамках мероприятия, будут востребованы в вашей профессиональной деятельности.​​