Россия 
Ваш регион:
Россия
Ваш регион:
Выберите свой регион
После выбора Вам отобразятся новости, мероприятия, фото- и видеоальбомы выбранного региона
По вашему запросу не найдено результатов

Российское общество «Знание» приступило к созданию Золотого фонда отечественных педагогических технологий

Российское общество «Знание» приступило к созданию Золотого фонда отечественных педагогических технологий

14 октября 2018
Опубликовано: 14 октября 2018
​Российская школа находится в режиме постоянных трансформаций вот уже двадцать пять лет. В процессе поиска, апробации наиболее эффективных практик и форматов важно не забывать наше богатое педагогическое наследие, которое может помочь достичь требований новых образовательных стандартов. Именно поэтому Российское общество «Знание» приступило к созданию Золотого фонда отечественных педагогических технологий. Первым шагом станет работа с бывшими учителями начальной школы, ведь именно там закладываются основы учебной успешности ребенка. В качестве наших основных консультантов выступят те, кто когда-то давал лучшее образование в мире — педагоги, уже вышедшие на пенсию.

Первая рабочая встреча экспертов Российского общества «Знание» и педагогов начальных школ, уже вышедших на пенсию, состоится 15 октября в 12:00 в Музее образования. Им предстоит проанализировать, как изменялись требования к образованию и педагогические технологии, какие практики советского образования были несправедливо отброшены, и какие методики реально работают на реализацию нового стандарта.

Современный школьный образовательный стандарт впервые на государственном уровне закрепил важность не только предметного знания, но и развития способностей. Но не ушла в прошлое задача обеспечения качественного фундаментального образования, как и задача формирования устойчивой культуры обучения. Именно на нехватку этих двух качеств чаще всего указывают как педагоги, так и родители, а потом и работодатели.

Многие эффективные образовательные технологии были несправедливо забыты в 90-е годы, хотя они актуальны и для современных школ. Например, в советской школе педагоги уделяли колоссальное внимание работе школьников с текстом. Они учили детей читать и понимать, а не просто тренировали механический навык чтения. Умение анализировать значение слов и понимать контекст позволяло детям приобщиться к культуре русского языка. Самостоятельность мышления учащегося тренировали при помощи изложений и сочинений, составления рассказов на заданные темы, текстов деловых писем и поздравлений, а единый орфографический режим позволял развивать грамотную письменную речь на всех предметах. На уроках математики учащиеся осваивали различные способы записи условий и решения задач, моделировали практические ситуации, требующие выбора эффективного способа решения (аналитического или графического), развивающие умение читать разнообразные диаграммы и графики. Именно этих навыков по-прежнему требуют образовательные стандарты.

Сегодня учителю предоставлена полная самостоятельность, но ему сложно работать в отсутствии подробных технологических карт. Не хватает рабочих программ, которые бы описывали, как поэтапно формировать у ребенка нужные способности. Нужен открытый банк материалов, в котором были бы собраны апробированные целостные методические пособия по реализации стандарта и видео-уроки с разбором и анализом по каждому предмету. За восемь лет этот инструментарий не был разработан. Поэтому мы вместе со всеми заинтересованными структурами и сообществами решили заполнить пробел.

Работа по созданию Золотого фонда отечественных педагогических технологий будет вестись поэтапно. На первом этапе Российское общество «Знание» планирует провести масштабные обсуждения при участии педагогов-практиков из начального и основного общего образования, ученых в сфере педагогики, представителей бизнеса, специалистов в области измерений, родителей. Затем будет проведен анализ системных проблем преподавания различных предметов. Предстоит также ответить и на запрос самих

педагогов: семинары с разбором отдельных аспектов стандарта — смысловое чтение, обучение моделированию, воспитание гражданской идентичности и т.д. В процессе этой работы необходимо будет переосмыслить и передовые образовательные технологии, и многолетний положительный опыт советских учителей.

Сейчас же мы вместе с учителями начальных классов, а затем и старшей школы, проведем педагогический аудит технологий и методик преподавания. Обсудим, какие цели они ставили и какими средствами достигали. Затем обязательно подключим к обсуждению специалистов в области педагогических измерений, родителей, бизнес-сообщество. Наша задача — привести в соответствие цели образования, технологии, средства обучения и методы оценки. Это масштабная задача. Залог её успешного решения — привлечение к проекту тех, кто напрямую заинтересован в её решении.

Дорогие друзья! Советская система образования была одной из сильнейших в свое время. Возможно, даже лучшей в мире. Многие до сих пор считают, что для того, чтобы решить проблемы системы образования, нужно просто вернуть советскую школу. Но невозможно вернуть прошлое. Изменяется мир, появляются новые технологии, трансформируется и образ жизни современных школьников. В результате складываются и новые условия обучения. При этом и учителя, и родители считают, что некоторые задачи обучения лучше решать проверенными скрупулёзными методами. Наша задача на первом этапе — оценить, какие технологии работают на современный результат, а какие — нет, вне зависимости от времени их создания. Эти технологии войдут в Золотой фонд отечественных педагогических технологий.​