Россия 
Ваш регион:
Выберите свой регион
После выбора Вам отобразятся новости, мероприятия, фото- и видеоальбомы выбранного региона
По вашему запросу не найдено результатов

Международный день защиты детей

Международный день защиты детей

1 июня 2019
Опубликовано: 1 июня 2019

Дорогие друзья!

1 июня отмечается Международный день защиты детей. Накануне праздника в Москве состоялась VIII Международная конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста». Специалисты в области дошкольного образования из 40 государств обсуждали самые актуальные тенденции и изучали передовой педагогический опыт.

Сегодня стало очень модным, говоря о значимости дошкольного образования, вспоминать исследование Джеймса Хекмана, нобелевского лауреата по экономике. Он вывел формулу: чем в более раннюю ступень образования мы инвестируем, тем выше эффект от вложений.

Для специалистов необходимости обосновывать значимость дошкольного образования не возникало никогда. Оно всегда играло важную роль в развитии ребенка, определяло его успех в начальной и даже в средней школе. В этот период происходит становление личности, и мы еще можем работать с искренним интересом к миру. Нам не нужно искать сложные способы пробудить мотивацию, а живое проявление мысли — отправная точка для увлекательного процесса познания. Если воспитание и образование детей дошкольного возраста организовано грамотно, у ребенка своевременно формируются мышление, память, внимание, воображение и речь. Именно они позволяют успешно обучаться не только на начальном этапе, но и далее.

Сегодня взросление происходит в постоянно изменяющихся условиях. Дети с самого раннего возраста погружены в виртуальную среду игр, мультфильмов, пользовательских видеороликов.

Новый, но для некоторых хорошо знакомый цифровой инструмент, предоставляется дошкольникам в образовательных целях. Станет ли это помехой для раннего развития или реальным средством, позволяющим детям прогрессировать? Эксперты отвечают по-разному.

Немаловажное значение как в вопросах использования цифровых технологий, так и формирования благоприятной и дружелюбной образовательной среды приобретает взаимодействие с родителями. Ключевую роль здесь играет единое понимание траектории развития ребенка.

С точки зрения содержания для родителей очень важна подготовка к школе, предметные умения и навыки.

Эксперты Общероссийского народного фронта предложили родителям назвать пять наиболее важных, по их мнению, направлений дошкольного развития. Из 786 человек почти три четверти (74%) в качестве самых необходимых обозначили занятия по развитию логики и речи. Далее идут физическая культура и спорт, основы письма и грамотности, иностранный язык, подготовительные курсы к школе.

При этом, отвечая на вопрос, в какие направления они готовы вкладываться, в том числе финансово, родители поставили на второе место занятия по иностранному языку, на четвертое — подготовительные курсы, а на пятое – письмо и грамотность.

Позиция же экспертов – не готовить детей к школе, а создавать предпосылки к учебной деятельности. Согласно ФГОС, главный упор должен делаться на развитие малышей через игру, общение со сверстниками и старшими, семьей, воспитателями. У детей должны формироваться инициативность и самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Стандарт говорит о том, что для дошкольного образования нет требований к результату, есть целевые ориентиры.

Зачастую на пересечении этих требований между родителями и специалистами возникают конфликты, которые препятствуют созданию пространства позитивного взаимодействия. Напряженным отношениям способствует и дефицит информации об особенностях современного педагогического процесса.

В сложившихся условиях необходимо повышать эффективность просветительской работы с родителями: разъяснять условия пребывания ребенка в саду, содержания образовательных программ, имеющихся дополнительных возможностей для развития.

Примером психолого-педагогической и информационно-просветительской поддержки родителям может служить федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей», который стартует в рамках национального проекта «Образование». Его мероприятия направлены на создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет. В 2019 году должен заработать федеральный портал, а в последующие пять лет планируется оказать не менее 20 млн консультативных услуг семьям с родными или приемными детьми.

Сегодня главная задача дошкольного образования — создание пространства, где возможно внимательное, заинтересованное и уважительное отношение к каждому юному человеку. Где детям передаются ключевые жизненные ценности, в том числе сопереживание и желание помочь. Такие естественные на первый взгляд вещи на деле требуют от всего педагогического коллектива колоссальных усилий, поскольку сегодня все чаще мы имеем дело с особым контингентом — детьми с особенностями развития или попавшими в трудную жизненную ситуацию, или имеющими проблемы в семье.

Эксперты все чаще говорят об особом, социальном подходе к пониманию инклюзии: не люди особенные, а наша среда не приспособлена для их потребностей. В последнем квартале 2018 года был проведен опрос родителей детей с инвалидностью и особенностями здоровья. Из 690 человек 207 человек имеют детей-дошкольников с самыми разными заболеваниями (слуха, двигательного аппарата, с нарушениями психики, ментальными нарушениями, с генетическими и онкологическими заболеваниями). Основное, чего им недостает – профильных специалистов (69%), квалифицированных педагогов, которые могут вести коррекционно-развивающую деятельность (60%) и кружков, в которых могут заниматься дети (49%). Но при этом 82% опрошенных сообщили, что они освобождены от родительской платы, а больше половины – 53% – что не сталкивались с трудностями при устройстве ребенка в сад. И хотя до сих пор есть много проблем, но все чаще слышатся благодарности воспитателям за то, что они находят время и силы для индивидуальной работы с особыми детьми, стараются включить их в игру, придумать план реабилитации.

У гуманистических идей должно быть пространство для развития. И обеспечить возможность формирования такого пространства – задача государства.

Что может сделать государство в данном направлении? Во-первых, влиять на увеличение ресурсов с целью развития системы. Во-вторых, улучшить условия труда педагогов и их квалификацию. В-третьих, участвовать в разработке стандартов и создании учебных программ. Также вовлекать в образовательный процесс семьи и сообщества. Вести мониторинг внедрения новаций с целью обеспечения их реального внедрения. Выявлять проблемы и работать над их решением.

Так, в прошлом году был проведен мониторинг доступности дошкольного образования, в ходе которого каждый десятый опрошенный сообщил о сокращении в своем населенном пункте ясельных групп в детских садах. В то же время для подавляющего большинства мам отдать ребенка в ясельную группу – это не только условие выхода на работу, но и возможность для полноценного раннего развития малыша.

При этом, несмотря на нехватку мест, альтернативные формы дошкольного образования для большинства родителей не стали более привлекательными. Две трети респондентов заявили, что они не готовы воспользоваться услугами частного детского сада, семейной дошкольной группы или платной няни.

Для повышения доступности и качества дошкольного образования Правительство разработало Национальный проект «Демография». Его частью станет содействие занятости и создание дополнительных мест в детских садах - более 250 тысяч в ближайшие три года. На эти цели из федерального бюджета планируется выделить около 143,9 миллиарда рублей. Будут открываться группы кратковременного пребывания, большее внимание уделяться подготовке специалистов по присмотру и уходу за детьми. Много задач по обеспечению инклюзии – в начальной школе утверждены адаптивные программы, а в дошкольном образовании нет необходимой документации, нет плана по увеличению кадрового состава в таких группах.

В России также проводится работа по снижению и профилактике рисков, которые могут нанести ущерб психическому и физическому здоровью детей. Итогом такой работы стал ряд законодательных инициатив депутатов Государственной Думы РФ, направленных на формирование условий снижения негативного воздействия на детей и подростков. В частности, приняты федеральные законы, обеспечивающие защиту детей от информации, побуждающей их к суицидальному поведению, повышающие качество и безопасность услуг в организациях детского отдыха.

Нам нельзя забывать и о защите прав педагогов. 5% воспитателей работают больше, чем на одну ставку, выполняют работу, которая не является их должностной обязанностью, трудятся в группах, где одновременно находятся 40 и более малышей.

Наша общая задача — сделать дошкольное образование максимально доступным и качественным, создать ситуацию равных стартовых возможностей для дошкольников. У нас и один из разделов национального проекта «Образование» звучит как «Успех каждого ребенка». И мы понимаем это предельно однозначно.

Дорогие друзья, поздравляю вас с Международным днем защиты детей. Счастья и благополучия, здоровья и всего самого лучшего вам и вашим близким.

Уважаемые коллеги, желаю успеха в вашем труде. Профессионального роста, благодарных и талантливых воспитанников и всего самого доброго.​