Россия 
Ваш регион:
Россия
Ваш регион:
Выберите свой регион
После выбора Вам отобразятся новости, мероприятия, фото- и видеоальбомы выбранного региона
По вашему запросу не найдено результатов

Главными индикаторами развития дошкольного образования являются его доступность и качество

Главными индикаторами развития дошкольного образования являются его доступность и качество

10 июля 2019
Опубликовано: 10 июля 2019

В Москве в МГИМО прошла VIII Международная конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE 2019).

Главными индикаторами развития дошкольного образования являются его доступность и качество. Еще недавно получение места в детском саду было огромной проблемой. Сегодня ситуация меняется в лучшую сторону. Строятся новые сады, ликвидируются очереди. Создан механизм электронных очередей, который сделал распределение детей более открытым и прозрачным. Доступность дошкольного образования по официальным данным составляет уже 99,08% и последовательно растет последние три года. В то же время остаются определенные проблемы. Например, сокращение очередей за счет увеличения количества детей в группах, их переполненность. В ходе опросов, проводимых Общероссийским народным фронтом, к нам приходят разные сигналы от воспитателей и родителей. По сообщениям педагогов, количество детей в группах в некоторых регионах доходит до 40–50 человек. Многие родители жалуются на инфраструктурные проблемы: детские сады не успевают появляться в новых микрорайонах. Из-за этого приходится возить ребенка в другую часть города или населенные пункты. Есть и несовершенства в работе электронной очереди.

Отдельный вопрос – доступность яслей. Ситуация с обеспечением дошколят местами остается напряженной. И для решения этой проблемы выделяются значительные средства. Только национальным проектом «Демография» предусмотрено 132,9 млрд рублей из федерального бюджета. Еще 11 млрд будет выделено субъектами. За счет этих средств места в яслях должны быть созданы для 255 тысяч детей в течение трех лет.

Проблемы доступности прямым образом сказываются на качестве образовательного процесса. Оно также зависит и от организации ухода за детьми, комфортности и безопасности пребывания ребенка в детском саду, материального обеспечения, квалификации воспитателей. Необходимым условием хорошего дошкольного образования сегодня является сформированная развивающая предметно-пространственная среда. Это требование стандарта дошкольного образования. Сегодня, по данным Минпросвещения, в большинстве садиков такая среда создана. В то же время образовательные организации испытывают трудности с обеспечением образовательного процесса всем необходимым. Не хватает раздаточного и демонстрационного материалов, материалов для творчества, игр, которые 58% воспитателей, согласно нашим опросам, постоянно покупают самостоятельно. А 37% делают это время от времени. Только 16% воспитателей говорят о том, что детский сад обеспечивает их всем необходимым для развития ребенка. От условий работы педагога зависит многое. Наши мониторинги показывают, что рабочая неделя воспитателя длится гораздо дольше положенных 36 часов. Педагоги берут работу на дом, трудятся сверхурочно, выполняют в садах работы по ремонту и облагораживанию. При этом зарплата воспитателей в большинстве регионов не соответствует средней в сфере общего образования, хотя соответствующий указ был подписан Президентом РФ еще в 2012 году.

Высокая наполняемость групп – это один из основных факторов высокой загруженности педагогов. Не так давно у нас были отменены требования СанПиН о том, что в группе должно быть два воспитателя. Были упразднены и требования по количеству детей в группах, и сейчас оно определяется исходя из расчета площади групповой комнаты. Это, конечно, увеличило среднее количество детей в группе по сравнению с тем, что было несколько лет назад. Выход из этой ситуации – создание новых мест в дошкольных организациях. К 2024 году планируется создать не менее 8600 групп присмотра и ухода за детьми в негосударственном секторе дошкольного образования. На эти цели выделено 8,7 млрд рублей. На днях было принято постановление Правительства, позволяющее использовать первые этажи уже построенных жилых домов для размещения детсадов. В некоторых местах это единственный выход, если характер застройки не позволяет возвести отдельное здание под детский сад. Недавно на «Прямой линии» с Президентом был поднят вопрос о нехватке детских садов и школ в районах новой жилой застройки Красноярска. Необходимо уделять внимание этим вопросам на старте строительства.

Дошкольное образование является первой ступенью образования. К счастью, на этой ступени не предусмотрена итоговая аттестация. Поэтому в основе критериев качества лежат педагогическое наблюдение, наблюдение психологов и других специалистов. Именно они оценивают общее развитие ребенка, его словарный запас, знание букв, цифр, цветов, геометрических фигур, коммуникативные навыки, умение играть или заниматься вместе с другими ребятами Современные дети очень быстро развиваются. К сожалению, фундаментальных исследований о развитии современного ребенка у нас очень мало. А это крайне необходимо для правильного выстраивания педагогического процесса. Наши педагоги находятся в ситуации, когда они эмпирическим путем ищут тот или иной педагогический прием и чаще просто придумывают свой. Потому что мало кто может им рассказать об особенностях мышления современных детей, о способах восприятия. Сейчас очень многие говорят про «клиповое мышление» у детей. А что это значит? Значит ли это, что детей нужно учить только по мультипликационным роликам? Или это означает, что им нужно давать материал короткими порциями? Либо это значит обратное – пытаться переиграть этот эффект?.. Вот на эти вопросы ученые, педагоги и психологи не дают нам пока ответа. Нужны глобальные исследования, результаты которых не будут пылиться на полках академий, а будут реально востребованы педагогами. Именно это позволит сделать существенный шаг вперед в обеспечении качества дошкольного образования.​