Россия
Ваш регион:
Россия
Ваш регион:
Выберите свой регион
После выбора Вам отобразятся новости, мероприятия, фото- и видеоальбомы выбранного региона
По вашему запросу не найдено результатов

День российской науки ​​

8 февраля 2020
Опубликовано: 8 февраля 2020

​​

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

8 февраля мы отмечаем замечательный праздник — День российской науки. Именно в этот день (8 февраля по новому стилю) в 1724 году по повелению императора Петра I указом правительствующего Сената была учреждена Российская Академия Наук.​

Великий ученый Абрам Федорович Иоффе говорил: «Научная деятельность — единственное, что переживает тебя и что на сотни и тысячи лет врезывается в историю человечества». Наука справ​едливо считается одним из самых мощных инструментов познания и изменения мира: её достижения запускают технический прогресс, который меняет качество жизни людей, и формируют наши представления о себе, об обществе, о прошлом и будущем человечества.

Россия всегда по праву гордилась талантливыми учёными, которые существенно раздвинули горизонты познания и внесли значимый вклад в развитие мировой научной мысли. И сегодня мы говорим «спасибо» как признанным ученым, для которых наука стала делом всей жизни, так и совсем молодым людям, которые только делают в ней свои первые шаги. Без вас, без ваших пытливых умов, смелых идей, одержимости и упорства не было бы движения вперёд. Продолжая славные традиции своих предшественников, вы ищете и находите, придумываете и воплощаете в жизнь, изобретаете и созидаете наше общее будущее.​

Интеллектуальное служение стране, претворение в жизнь перспективных идей и уникальных открытий, создание новейших технологий вы избрали делом всей жизни и не сворачиваете со своего непростого, но крайне интересного и насыщенного пути.

Вашими верными спутниками и помощниками во все времена были и остаются талант и кропотливый труд, что способствует развитию научного потенциала страны, внедрению прогрессивных технологий, инноваций и повышению эффективности российской экономики.

Сегодня мне хочется вспомнить несколько выдающихся открытий, совершенных за последние 20 лет нашими друзьями и коллегами.

В 2000 году Жорес Иванович Алфёров получил Нобелевскую премию в области физики за фундаментальные исследования в сфере информационных и коммуникационных технологий и разработки полупроводниковых элементов, используемых в сверхбыстрых компьютерах и оптоволоконной связи. В мобильных телефонах есть гетероструктурные полупроводники, созданные Алфёровым, оптоволоконная связь также работает на его полупроводниках и лазере Алфёрова. Без лазера Алфёрова были бы невозможны проигрыватели компакт-дисков и дисководы современных компьютеров.

В ноябре 2002 и марте 2003 года на сайте Лос-Аламосской научной лаборатории были опубликованы два препринта Григория Перельмана, содержащих доказательство одной из семи задач тысячелетия — «Гипотезы Пуанкаре́». После подтверждения доказательства математическим сообществом в 2006 году гипотеза Пуанкаре стала первой и единственной на данный момент решённой задачей тысячелетия. За это Григорию Перельману были назначены несколько премий, от которых он, впрочем, отказался.

В 2010 году сибирские археологи под руководством академика Анатолия Пантелеевича Деревянко обнаружили в ходе раскопок в Денисовой пещере на Алтае останки неизвестного вымершего вида людей. До этого времени учёным было известно только о двух видах древних людей — кроманьонцах и неандертальцах, но исследование ДНК сибирской находки подтвердило: 40 тысяч лет назад в Евразии вместе с ними жил и третий вид, получивший название «денисовцы».

В 2015 году произошло поистине знаменательное событие — российские ученые второй раз добрались до самого глубокого и большого подледного озера в Антарктиде — озера Восток. В результате бурения скважины на станции Восток ученые получают данные о том, каким был климате на Земле в далеком прошлом. По смелым подсчетам подледная вода старше 40 млн лет. Точный возраст Востока пока не выяснен.

В 2016 году группа российских учёных во главе с физиком, научным руководителем лаборатории ядерных реакций из подмосковной Дубны Юрием Цолаковичем Оганесяном открыла новые химические элементы таблицы Менделеева — 113-й, 115-й, 117-й и 118-й, названный «оганесон». Впервые за 200 лет химический элемент назван в честь действующего российского учёного.

- В области создания сверхсильных магнитных полей Россия опережает своих ближайших конкурентов в 10 раз — в 2017 году ученым Федерального ядерного центра в Сарове удалось Самое мощное магнитное поле на Земле, позволяющее сохранить энергию, равную солнечной. Только российские ученые знают, как правильно намотать на катушку 4 тысячи 800 витков, чтобы получить сверхсильное магнитное поле. При взрыве пространство внутри катушки сжимается, и его мощность возрастает еще в несколько раз.

- Российские физики придумали, как просто и дешево модернизировать мощные лазеры — совсем недавно, в 2020 году, в Институте прикладной физики РАН на лазерном комплексе PEARL экспериментально продемонстрировано пятикратное укорочение лазерных импульсов мощностью 250 ТВт после их фазовой самомодуляции. К несомненным достоинствам метода следует отнести его простоту и дешевизну, близкий к 100% КПД, возможность применения для модернизации любых лазеров с мощностями от единиц ТВт до 10 ПВт без существенного изменения их оптических схем.

Свой вклад в улучшение нашей жизни вносят не только известные академики, но и студенты: магистрант Университета ИТМО Малика Абдуллаева при поддержке научного руководителя создала мороженое, которое помогает не только похудеть, но и нарастить мышечную массу. Новая оригинальная рецептура мороженого, которое должно было оставаться таким же вкусным, как обычное, при этом должно было приносить пользу фигуре и самочувствию спортсменов. В рецептуре продукта девушка отдала приоритет содержанию белка, снизив липидно-углеводную составляющую мороженого. Вместо сахара же был взят натуральный подсластитель — эритрит, обладающий значительно меньшей калорийностью: от 0 до 0,2 ккал против 384 ккал на 100 калл ингредиента.​