Россия 
Ваш регион:
Россия
Ваш регион:
Выберите свой регион
После выбора Вам отобразятся новости, мероприятия, фото- и видеоальбомы выбранного региона
По вашему запросу не найдено результатов

Право и искусственный интеллект: перспективы и угрозы

Право и искусственный интеллект: перспективы и угрозы

21 февраля 2020
Опубликовано: 21 февраля 2020

​​Ускоренное развитие искусственного интеллекта (ИИ) приводит к возникновению множества морально-этических вопросов, требующих экспертного обсуждения и внимательного осмысления.


Начало 20-го года ХХI века ознаменовалось признанием судом в Шэньчжене (Китай) авторского права на тексты компании Tencent, написанные искусственным интеллектом. Тексты робота касались бизнеса и финансов. Апрельский сингапурский развлекательный журнал Esquire 2019 года, посвященный модным тенденциям, был большой частью написан ботом. Номер, необычный шрифт которого был также придуман роботом, открывали письма двух редакторов: первое написано человеком за 2,5 часа, второе, с тем же количеством знаков, – за 2,5 минуты. Двумя годами ранее адвокаты робота Софии сумели найти слабые места в законодательстве Саудовской Аравии, наделив ее полноценными гражданскими правами, что позволило ей находиться во время своей пресс-конференции, посвященной признанию ее гражданства, и отчасти – правосубъектности, и выдачей паспорта с непокрытой головой, без хиджаба и без сопровождающего мужчины (что запрещено делать обычным женщина в этой стране). В этой связи появляется масса этических и юридических вопросов к роботам и, в первую очередь, к их создателям, главные из которых корреспондируют с ответственностью за действия, в том числе призывы к действиям, создание и размещение ложной, фейковой информации.

В 2016 году ученый новозеландского университета Кантербери Эдуардо Сандовал[1] озадачился вопросом: «Может ли робот подкупить человека?» и поставил с коллегами по университету эксперимент, в котором робот, играя с человеком в игру «камень/ножницы/бумага», намеренно проигрывал в определенных раундах, чтобы получить ее позже, договариваясь с человеком об этом. Коллектив исследователей резюмировал свои эксперименты: «робот может подкупить человека, манипулируя его доверием».

Правительства многих стран уже озадачились созданием правовых иммунитетов от действий искусственного интеллекта, как в сфере создания цифровых сговоров на торгах, так и определения ответственности за вред, причиненный беспилотными транспортными средствами. В июне 2019 года эксперты Европейской комиссии по искусственному интеллекту признали необходимость отказаться от использования ИИ-технологий для массовой слежки людей, которая проводится в некоторых провинциях Китая. И хотя единых подходов в этом вопросе выработать пока не удается, в этом же 2019 году разработан моральный кодекс поведения роботов, содержащий 7 заповедей для роботов.

Согласно исследованиям отношения россиян, к искусственному интеллекту, проведенным активом Российского общества «Знание» при содействии Общественной палаты Российской Федерации в 2019 году 88,3 % ответивших считают, что процесс развития ИИ нужно контролировать.
На вопрос «Как Вы считаете, что нужно предпринять людям, для того чтобы адаптироваться к новым условиям труда на «поумневшем предприятии» и остаться нужным работодателю?», предлагалось оставить свой вариант ответа. Большинство респондентов заняли активную и оптимистичную позицию, их ответы сводилось к необходимости непрерывного обучения, постоянного развития, самосовершенствования, повышения квалификации в сфере цифровых технологий. Респонденты проявили бодрый, оптимистичный настрой, уверенность в своих силах, смекалку, заявляли о необходимости наличия у работника харизмы, креативности. Определяли сферы, где ИИ не сможет присутствовать: «ИИ не сможет заменить доброту, креативность, понимание в работе с детьми».

На вопрос «Как Вы считаете, в каких областях знаний Вам следует повысить свою квалификацию, чтобы работать «бок о бок» с системами ИИ?» респонденты ответили: цифровая грамотность (75 % ответивших указали ее в качестве необходимой темы для повышения квалификации). На следующем месте – правовая грамотность (54 %). Развитие креативных способностей (51,6 %) опережает финансовую (35,1 %) и предпринимательскую (23,6 %) грамотность.

Как видно из экспресс-данных опроса, россияне осторожно относятся к интеграции роботов в их повседневную жизнь при этом основными драйверами опережения (либо неотставания) искусственного интеллекта россияне считают цифровую и правовую грамотности в сочетание с креативностью и харизмой. Это свидетельствует о запросе на конкурентные компетенции в обучении людей и законотворческие инициативы в отношении роботов. Отсутствие четко очерченного ландшафта поля взаимодействия человека с искусственным интеллектом прослеживается в реакции обычных респондентов. Так, по их мнению, ИИ допустимо использовать в промышленности и сельском хозяйстве (71 % согласившихся); примерно такой же показатель о присутствии ИИ в предоставлении государственных услуг (68 %) и в работе – 67,7 % (при переводе с иностранных языков и при планировании рабочего времени), но помогать человеку с помощью ИИ в быту и при производстве одежды допускают уже меньшее количество респондентов: 63 % и 62,9 % соответственно. 34 % ответивших не согласны допускать ИИ в образование, а 46,9 % респондентов против беспилотного передвижения автотранспорта (не доверяют ИИ в этом), при этом только 40 % считают допустимым автоперевозки для людей, и только 6,8 % – допустимым для самих себя.

Таким образом, крайне актуальными задачами в настоящее время являются, наряду с цифровой грамотностью населения, вопросы регулирования отношений между человеком и роботом, этической и правовой легитимации и регулирования действий искусственного интеллекта, а также кибербезопасности.  

[1] Eduardo Benítez Sandoval, Jürgen Brandstetter, Christoph Bartneck Can a Robot Bribe a Human? The Measurement of the Negative Side of Reciprocity in Human Robot Interaction.​