Россия 
Ваш регион:
Россия
Ваш регион:
Выберите свой регион
После выбора Вам отобразятся новости, мероприятия, фото- и видеоальбомы выбранного региона
По вашему запросу не найдено результатов

Вековой юбилей борьбы за грамотность в стране: новые вызовы и успешные подходы Российского общества «Знание»

Вековой юбилей борьбы за грамотность в стране: новые вызовы и успешные подходы Российского общества «Знание»

10 апреля 2020
Опубликовано: 10 апреля 2020
​​
В 1919 году Советом народных комиссаров был принят декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Его необходимость была продиктована острой потребностью зарождающегося производства в квалифицированных кадрах, а также привлечением образованных людей в систему управления на местах.

Согласно изданным документам, под ликвидацией безграмотности понималось обучение неграмотного населения чтению, письму и счету, а первая статья изданного декрета гласила, что «всё население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке».

Спустя ровно 100 лет Российское общество «Знание» продолжает марафон популяризации жизненно важных знаний среди широких слоев населения, продолжая реализовывать просветительские проекты и отвечая на масштабные вызовы современности. В настоящий момент наше общество переживает период необратимой трансформации, связанный с новой промышленной революцией, которая характеризуется стиранием границ между цифровой, производственной и биологическими сферами. Набирает обороты цифровизация различных сфер жизнедеятельнос​ти человека. Это находит свое отражение в появлении интернета вещей и «умных» городов, полной автоматизации производства и внедрении технологий дополненной реальности, и как следствие – принципиально новым требованиям к современному человеку и его компетенциям. Обозначенный 100 лет назад лозунг: «нам нужно, во что бы то ни стало поставить 3 задачи: во-первых, учиться, во-вторых – учиться, и, в-третьих, учиться, – звучит применительно к обучению цифровой грамотности сегодня крайне актуально.

Олимпиада «Цифровая Россия», как флагманский проект Российского общества «Знание», развернул в 2019 году свою просветительскую работу на 156 площадках страны, где любой желающий мог замерить свои уровень и потенциал в работе с цифровой средой, а также получить независимую оценку своей осведомленности в сфере компьютерной, медийно-информативной грамотности и компьютерной безопасности.

В беспрецедентном по масштабам и охвату мероприятии приняло участие свыше 40 тысяч человек из 85 регионов России. Традиционно активными оказались Москва, Ярославская, Вологодская, Саратовская области и Карачаево-Черкесская Республика. Самый высокий уровень грамотности ожидаемо показали работающие граждане, на втором месте оказались люди «серебряного» возраста, на третьем – студенты, на четвертом – люди «золотого» возраста. Следовательно, Олимпиада «Цифровая Россия» по таким важным для любого общероссийского проекта показателям как географический и возрастной охваты продемонстрировал слаженную работу всей филиальной сети нашей просветительской организации и обозначил новые вопросы для будущей работы и совместного обсуждения.

В связи с этим я хотела бы прежде всего поблагодарить за содействие в организации и активное участие всех примкнувшим к Общероссийской Олимпиаде «Цифровая Россия» просветителей, а также наметить дальнейшие задачи в этом направлении. Для этого обратимся к результатам социологического опроса, который Российское общество «Знание» провело при содействии Общественной палаты Российской Федерации в 2019 году. В опросе приняло участие свыше 3 500 человек из разных регионов. Согласно полученным данным, наибольш​ий интерес к цифровой грамотности отмечен в возрастных группах: до 18 лет (поколение Z), а также среди людей старше 40. Во многом сравнительно больший интерес у поколения Z связан с тем, что это поколение не представляет своей жизни без постоянного выхода в Интернет, они погружены в он-лайн среду полностью, у них своя субкультура, они следят за звездами Youtube, которые появляются из ниоткуда. Для этого поколения свое понимание учебы, работы и досуга, которое ни с чем другим не ассоциируется, кроме цифровой среды. Сенсации, подобные Kid President, Dude Perfect и Pew Die Pie, не просто их развлекают, а посылают месседж о том, что каждый из них может стать звездой за одну ночь, не выходя из собственного дома. Позитивная динамика в ответах по актуальности цифровой грамотности по мере увеличения возраста связана с объективным отставанием более возрастной аудитории от трендов IT отрасли.

Поэтому наряду с продолжением успешного опыта проведения Олимпиады «Цифровая Россия» считаю весьма своевременной и важной задачей разработку дифференцированных просветительских продуктов и форм работы для каждой из этих возрастных аудиторий (поколений Икс, Игрек и Зет) с учетом их индивидуальных запросов и интересов в сфере цифровых компетенций.​