Мировое сообщество последние полгода противостоит стремительно развивающейся эпидемии, вызванной возбудителем пневмонии COVID-19. На 27 апреля 2020 года вирус, выявленный у 3-х миллионов человек во всем мире, унес почти 206 тысяч жизней. Из 87 тысяч заболевших в России скончались 794 наших соотечественника.
Прежде всего, я хотела бы выразить слова искренней благодарности всем медикам, находящимся на передовой в борьбе с распространением короновирусной инфекции. Именно Ваш самоотверженный труд в режиме круглосуточного подвига – вдохновляющий пример проявления для всех нас лучших человеческих качеств: заботы о ближнем и взаимопомощи, которая, по справедливому замечанию Петра Алексеевича Кропоткина, всегда являлась важнейшим фактором эволюции в мире людей и всех живых существ.
Вместе тем короновирус предоставил многим пищу для различных измышлений, пробудив и без того богатое воображение конспирологов, запустив настоящую панику в СМИ и социальных сетях среди экспертов и журналистов. Это вполне объяснимо и подчиняется закону цифровых медиа: наибольший click rate приносит именно негатив. И если нужно сгустить краски, то, как известно, нет такого преступления, на которые бы не пошел капитал в поисках сверхприбыли под страхом виселицы, приправляя селективно собранные факты откровенно фейковой информацией.
Взвешенный и объективный анализ предстоит еще сделать правительствам всех стран спустя годы, однако уже сейчас очевидно одно: вирус укрепился не только в человеке физически, но и запустил волну истерии, став настоящей, по меткому выражению Карла Густава Юнга, планетарной фобией, информационной пандемией – инфодемией, влияющей, в свою очередь, на различные отрасли экономик большинства стран. Так, сегодняшняя реакция фондовых рынков на эпидемию заметно серьезнее, чем реакция фондовых рынков на азиатский грипп 1957 года, когда от эпидемии скончалось свыше 1 млн. человек, или реакция финансово-экономических институтов на атипичную пневмонию 2003 года, когда смертность была в 10 раз больше.
Главный вызов всему экспертному сообществу в условиях инфодемии состоит в извечном выборе между добром и злом, так как эпидемия это своеобразная лакмусовая бумажка с тестом на биофилию и некрофилию, в терминах Эриха Фромма.
Современный просветитель волен самостоятельно примерить костюм одного из персонажей гениального фильма Аллы Ильиничны Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов»: или Мистера Фёста (Mr First) с воспитанием в человеке силой искусства светлого и доброго или Мистера Секонда (Mr Second) с возбуждением низменных чувств аудитории и смакованием темы смерти.
Опрос общественного мнения, проведенный в начале апреля этого года аналитическим центром Юрия Левады, зафиксировал следующий рейтинг страхов россиян: больше всего опрошенные боятся болезни близких и детей, мировой войны, произвола властей, собственной болезни и бедности. Согласно отчету Американской психологической ассоциации 2017 года, более половины просматривающих новости сообщают, что это вызывает у них стресс. Их исследование также показало, что визуально шокирующие и расстраивающие новости могут способствовать беспокойству, проблемам со сном, повышению уровня кортизола (гормон стресса) и даже вызвать симптомы посттравматического стрессового расстройства. Несложно предположить, что в условиях инфодемии уровень стресса кратно возрастает.
В этой связи хочется вспомнить великого поэта Николая Алексеевича Некрасова, двухсотлетие со дня рождения которого мы все вместе будем отмечать в следующем году: «Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо вам скажет сердечное русский народ…».