Россия 
Ваш регион:
Россия
Ваш регион:
Выберите свой регион
После выбора Вам отобразятся новости, мероприятия, фото- и видеоальбомы выбранного региона
По вашему запросу не найдено результатов

Новая реальность дошкольного образования: роль и компетенции педагогов

Новая реальность дошкольного образования: роль и компетенции педагогов

1 июня 2020
Опубликовано: 1 июня 2020

​​​​​​

Ограничительные меры, вызванные пандемией коронавируса, изменили ландшафт всей образовательной системы. В том числе это коснулось и дошкольного образования. Еще три месяца назад мы вряд ли могли представить, что в онлайн «переедут» все образовательные процессы. А то, что на удаленку перейдут детские сады и дошкольные организации, мы могли представить, наверное, в последнюю очередь.

Но это факт: сегодня 80% педагогов дошкольного образования отмечают, что в их организации регулярно или эпизодически проходят занятия в дистанционном формате. Такие данные были получены Фондом «Национальные ресурсы образования» в ходе опроса воспитателей, специалистов и представителей администрации дошкольных организаций.

Больше четверти педагогов (27%) организуют такие занятия по собственной инициативе. Причем зачастую воспитатели и другие специалисты опережали распоряжения администрации, начиная самостоятельно проводить занятия и только после этого получая указания от директора.  В общей сложности практически 7 из 10 педагогов (67%) начинали проводить дистанционные занятия по распоряжению начальства. И только 2% давали старт этому процессу по просьбе родителей. Вообще практика показала, что такой формат был близок не всем семьям. И 4 из 10 педагогов оценили «дистант» как не нашедшую отклика у родителей форму занятий.
 
Каждый подстраивается под ситуацию как может. Некоторые родители самостоятельно организовывали игры и развивающие занятия для своих малышей. А для кого-то занятия с воспитателем онлайн были единственной возможностью заниматься развитием ребенка, разнообразить его досуг или сделать домашние дела.
 
Дистанционная технология в этих условиях была наиболее оптимальной и доступной. Так считают многие педагоги. По мнению 28%, занятия в «дистанте» позволяют выполнить программу воспитания и развития, а 22% педагогов отметили, что они обеспечивают развитие детей.
 
Самым востребованным направлением дистанционных занятий стало художественно-эстетическое — музыка, рисование, лепка, конструирование, аппликация. О проведении этих занятий сообщили 88% опрошенных педагогов. Практически наравне с ними познавательные занятия – навыки счёта, ознакомление с явлениями природы, окружающим миром, трудом взрослых (87%). Три четверти педагогов (76%) проводят дистанционно занятия, направленные на развитие речи. Шестеро из десяти делают вместе с детьми физические упражнения (62%) и проводят различные беседы (61%).
 
Для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса, его результатов всегда имела и будет иметь первостепенное значение компетентность педагога: его умение организовать работу в малых группах детей, проектировать предметно-пространственную среду или использовать педагогический дизайн. Но период пандемии вывел на одно из первых мест в перечне умений воспитателя ИКТ-компетентность — цифровую грамотность.
 
Дистанционное образование предполагает от ребенка наличие мотивации к получению новых знаний. Поэтому взрослые играют огромную роль — педагогу необходимо создать определенные условия, предложить материал в интересной и доступной форме, чтобы родители, показав его, смогли заинтересовать ребенка в получении знаний и выполнении задания. Также дистанционное образование предполагает, что многое ребенок осваивает с помощью родителей. А от них информация воспринимается несколько иначе, чем когда-то же содержание привносит воспитатель. И педагогу при разработке занятий приходится делать на это поправку, создавая посильную всем участникам педагогическую конструкцию.
 
Многим воспитателям и дошкольным специалистам пришлось осваивать процесс дистанционного преподавания буквально «с нуля», потому что раньше такой формат был абсолютно не востребован. Четверть (24%) столкнулись с отсутствием необходимых технических навыков для работы в «дистанте». 17% педагогов отметили, что у них нет необходимых для дистанционного обучения педагогических навыков.
 
При этом помощи со стороны администрации, методической и технической поддержки некоторые педагоги не дождались. «До всего дохожу сама, методом проб и ошибок. Ни методисты, ни администрация не помогают»; «Администрация только спрашивает о результате, помощи нет никакой» — такие комментарии оставляют педагоги.
 
Естественно, что большинство воспитателей сейчас недовольны имеющимися возможностями для реализации программы. Ведь их время уходит не только на проведение дистанционных занятий, но и на организацию такой работы. При этом 55% сталкиваются с нехваткой ресурсов: отсутствием техники, подключения к Интернету. Плюс поступают претензии от родителей, которые, по их мнению, «не обязаны всем этим заниматься», и апеллируют к тому, что в других садах такую практику не ввели. Для 71% педагогов трудностью стало то, что родители не воспринимают занятия в «дистанте».​

На это накладываются специфические особенности применения такой технологии обучения дошколят. В случае, если родители не имеют возможности, времени или желания заниматься с ребенком, то уровень освоения будет не высокий. У детей чаще всего отсутствует элемент самоорганизации и не хватает усидчивости. И в моменты затруднений им необходима помощь взрослого, находящегося рядом. Есть и другие «минусы» такого формата. Например, отсутствие общения со сверстниками, когда теряются необходимые навыки коммуникации и социализации. Да и само активное времяпрепровождение ребенка дошкольного возраста за компьютером, телефоном не может рассматриваться положительно.

Но есть место и позитивным примерам, и практикам. Некоторые педагоги отмечают и заинтересованность родителей в таких занятиях, их частые просьбы позаниматься с малышом. При этом многие обращаются к определенным педагогам, потому что очень хотят постоянных воспитателей для ребенка на этот период, как и родители детей, посещающих дежурные группы.

Сами педагоги также поддерживают друг друга. Создают специальные группы по обмену опытом дистанционного обучения в социальных сетях, организуют творческие группы по работе в «дистанте». Необходимо подумать, как организовать методическую помощь и трансляцию лучших практик более системно.