Россия 
Ваш регион:
Россия
Ваш регион:
Выберите свой регион
После выбора Вам отобразятся новости, мероприятия, фото- и видеоальбомы выбранного региона
По вашему запросу не найдено результатов

Теология в научно-образовательном пространстве: задачи и решения

Теология в научно-образовательном пространстве: задачи и решения

29 декабря 2020
Опубликовано: 29 декабря 2020

IV Международная научная конференция «Теология в научно-образовательном пространстве: задачи и решения» прошла на площадках в Казани, Санкт-Петербурге и Москве при поддержке Российского общества «Знание». В Санкт-Петербурге в рамках конференции был организован  круглый стол «Пути и задачи теологической науки в образовательном пространстве современной России» на базе регионального Санкт-Петербургского отделения Российского общества «Знание».

Международный этап конференции проходил на площадке Национального ядерного университета МИФИ. Это символично. Именно в здесь открылась первая в России кафедра теологии. С тех пор образование и религия обогащают друг друга в стенах светского учебного заведения. Присутствие теологии в научно-образовательном пространстве дает нам возможность ощутить множественность мировоззренческих подходов, на которых это пространство построено. В современном сложном и меняющемся мире иметь это представление принципиально важно. Кроме того, есть и очевидная культурно-историческая значимость православной теологии, без которой ни о каком понимании русской культуры не может быть и речи.

Каждая религия несет в себе мощное культурное ядро, моральные ценности, мировоззренческие установки, без которых невозможно воспитание подрастающих поколений. В нашей стране в какой-то период эти смыслы были утрачены. Например, смешались традиции празднования христианского Рождества и светского Нового года, ведь в 1920-е годы искоренение религиозных праздников и замена их гражданскими стали частью философии «нового быта». И для многих поколений детей ожидание чуда, дающего надежду даже в самые тяжелые времена, было связано с Новым годом. Теперь же мы мягко пытаемся восстановить для детей как культурный, так и духовный контекст. Ведь в нашей многовековой культурной и религиозной традиции это чудо — Рождество Христово.

Месяц назад в России отмечался День народного единства, праздник, который ещё недавно многие называли наспех учрежденным — при том, что он имеет давнюю историю. 1 ноября 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанской иконой Божией Матери. 3 ноября гарнизон Речи Посполитой сдался. Ведущая роль в мобилизации сил народа принадлежала Русской Православной Церкви. Невозможно понять смысл праздника, связь этих событий с прошлым и их значимость для будущего России, если не прочувствовать, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру.

19 декабря — День праведной кончины Николая Чудотворца, почитание которого на Руси быстро и повсеместно распространилось в XI веке. Святитель Николай является самым почитаемым святым и в современной России. Он приходил на помощь страждущим, раздавал все свое имение нищим. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния. Это является примером для всех нас.

Ценностный базис, понимание, что такое хорошо и плохо, что нравственно, а что неприемлемо — это и делает человека человеком. Понимание и разделение духовных оснований, на которых стояли наши предки, задает историческую, более того — духовную преемственность. Православие, ислам, буддизм, иудаизм — все традиционные религии России — учат человека сосуществовать в гармонии с другими людьми, стремиться жить в мире, созидательно трудиться. Они помогают познать любовь, жертвенность, милосердие, взаимопомощь, сострадание. Особенно это важно в эпоху пандемии, когда все мы вынуждены отказаться от привычных благ цивилизации во имя спасения ближних.

Сегодня на всех уровнях образования сделаны важнейшие шаги. В качестве обязательного учебного предмета в школьную программу включены «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Состоит этот предмет из шести модулей, из которых ученики вместе с родителями могут выбрать православную, исламскую, буддистскую, иудейскую культуры, основы мировых религий или светскую этику. Мы живем в многонациональной, многоконфессиональной стране, поэтому эти вопросы являются частью содержания школьного образования и воспитания. Благодаря изучению культуры своего и других народов у ребят формируется важнейшая компетентность, необходимая для жизни в современном, одновременно глобализированном и локализированном мире. Это умение понимать и взаимодействовать с другими, в том числе находя общие мировоззренческие и ценностные основания, — не отступая при этом от своих.

В вопросе преподавания в школе курсов, основанных на изучении религиозных традиций, пересекаются интересы многих сторон. Поэтому нам важно со всей ответственностью подходить к вопросам содержания, методов преподавания, соблюдения добровольности при изучении модулей.

В высшем образовании одна из тенденций – развитие теологического направления. Наряду с философией, филологией, историей она является одним из древнейших направлений гуманитарного образования. Сегодня она имеет и прикладное значение. Знания, связанные с различными формами общественного служения, должны включать и религиозную сферу. Это дает возможность выпускникам теологических программ работать во всех областях гуманитарного знания.

Сегодня кафедры теологии открываются в светских университетах и институтах федерального и регионального масштаба. Проходят подготовку по теологическим программам бакалавры и магистры ведущих вузов. Создан первый диссертационный совет по теологии.

В масштабах страны мы упустили большое количество времени для распространения теологической мысли. В то время как, например, в западноевропейских странах теология всегда была представлена многочисленными богословскими факультетами, кафедрами, библиотеками, обширным ученым сообществом.

​Одной из задач, которые Президент России поставил перед системой образования, является воспитание гармонично развитой, социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России. Её выполнение возможно только при объединении усилий всех участников образовательного процесса.​​