Россия 
Ваш регион:
Россия
Ваш регион:
Выберите свой регион
После выбора Вам отобразятся новости, мероприятия, фото- и видеоальбомы выбранного региона
По вашему запросу не найдено результатов

Всемирный день поэзии: чувствовать - сердцем, умом - понимать

Всемирный день поэзии: чувствовать - сердцем, умом - понимать

26 марта 2021
Опубликовано: 26 марта 2021

Прославим поэтов, у которых один бог -
красиво сказанное бесстрашное слово правды.
Максим Горький

Есть люди, которые бояться поэзии. Опасаются неправильно понять смысл стихотворения и выглядеть глупо в глазах окружающих. В интернете встречается даже название этой особенности – метрофобия.

Проблема понимания искусств​а актуальна с момента его появления. Иоганн Гёте выделял три типа художественного восприятия:

1) наслаждаться красотой, не рассуждая;

2) судить, не наслаждаясь;

3) судить, наслаждаясь, и наслаждаться, рассуждая. 

Каждый из типов характеризует глубину восприятия произведения искусства. Первый - наиболее поверхностный. Человек осознаёт эстетическую составляющую – созданный поэтом образ, сюжет, особенности слога. Он не пытается постичь идеологическую цель работы или сформировать собственную точку зрения о качестве её содержания. При втором во главу угла ставится выявление несовершенства и последующая критика. Произведение искусства может сравниваться с другими, называться «слишком простым» или «сложным», оцениваться по отдельным деталям. Человек не испытывает удовольствия от общего восприятия и не стремится к этому. Лишь третий тип максимально приближает к пониманию авторского замысла и сакрального смысла произведения. При нём человек получает максимальную пользу от созерцания прекрасного – духовное и интеллектуальное обогащение.

Использование одного из типов восприятия зависит от нескольких факторов. Влияние оказывает уровень образования человека, знания об истории и разновидностях поэзии, понимание культурных традиций исторического периода и личностных особенностей автора.  Рассмотрим несколько примеров мировой поэзии, которые сложно понять без определённых знаний.​ 

teatro-1.png

Фигурные или графические стихи, они же -  стихографика и каллиграмма - стихи, в которых графический рисунок строк или выделенных в строках букв складывается в изображение какой-либо фигуры или предмета (монограмма, ромб и др.). Слова стихотворения образуют рисунок. Подобные произведения известны с III века до н. э.

 Несведущему в типах поэзии это стихотворение сложно оценить по достоинству. Между тем, в 1918 году Французский поэт Гийом Аполлинер выпустил сборник графических стихов. На иллюстрации выше – одно из них - «Стих для Лу».

Хайку – жанр традиционной японской лирической поэзии, известный с XIV века. Тогда она носила название «хокку». В самостоятельный жанр выделилась в XVI веке. Чаще всего хокку пишут о природе. Размер – трехстишие в 17 слогов. teatro-2.png

Не имея представления об этом жанре и правилах работы в нём может показаться что в стихотворении на иллюстрации справа нарушено главное – рифма. На самом деле это особый стиль написания. Его поклонники встречаются во всём мире. 

Если не познакомится с биографией автора и не знать в какой период написано стихотворение, его смысл трудно понять.

Стихотворение «Отрывок» создано в 1952 году. Это период насаждения советской идеологии. Если произведение ей не соответствовало, оно осуждалось, а автор подвергался гонениям. Ольга Бергольц пережила блокадный Ленинград и переживала из-за невозможности открыто говорить о годах войны. Поэтому в этом стихотворении сквозит тема молчания и страдания.  

Отрывок

Достигшей немого отчаянья,
давно не молящейся Богу,
иконку «Благое Молчание»
мне мать подарила в дорогу.

И ангел Благого Молчания
ревниво меня охранял.
Он дважды меня не нечаянно
с пути повернул. Он знал…

Он знал, никакими созвучьями
увиденного не передать.

Молчание душу измучит мне,
и лжи заржавеет печать…

Ольга Берггольц


Подарок иконы – автобиографический факт. Мама действительно подарила поэтессе икону «Ангел Благое Молчание». Смирение и надежда, которые она символизирует, помогли ей пережить военные годы.

Может показаться, что, если не обладать достаточными знаниями, поэзия становится бесполезной. Это не так. Речь идёт лишь о глубине понимания. Умение вдумчиво анализировать единичное произведение искусства и его ценность - первая ступень к осознанию человеком многообразия культуры своего народа, использования достижений мировой культуры.

Если стране посчастливилось взрастить гениальных поэтов, скульпторов, художников, писателей, архитекторов, музыкантов она кажется богатой и просвещённой. Если при этом большая часть населения не способна оценить их творения, это заблуждение. Поэтому важно, чтобы каждый человек непрерывно развивался и познавал новое.

Российское общество «Знание» ежегодно реализует масштабные просветительские проекты. Лекторий «Тверская XXI века», циклы лекций о культуре и научных достижениях, семинары, мастер-классы, конференции - их яркие примеры. Мы способствуем удовлетворению интеллектуальных, образовательных и духовных потребностей населения.  Понимаем важность гармоничного развития личности и создаём для этого разнообразные условия.

Мы верим, сильная страна – страна образованных, интеллигентных и неравнодушных граждан. Страна патриотов. Умеющих мыслить и не бояться новых открытий.


О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.

​Пушкин А.С.