Россия 
Ваш регион:
Выберите свой регион
После выбора Вам отобразятся новости, мероприятия, фото- и видеоальбомы выбранного региона
По вашему запросу не найдено результатов

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​






Целесообразность обращения к теме Великой Победы


10​ ма​я​ 2020


Российское общество «Знание» имеет широкий спектр направлений просветительской деятельности, которые более или менее акцентировано представлены на уровне региональных отделений в зависимости от наличных кадров лекторов и специфики региона. Но есть тема, мимо которой не могло пройти ни одно из региональных отделений – это тема Победы в Великой Отечественной войне.

Могут задать вопрос: ну зачем ежегодно обращаться к одной и той же теме, ведь все уже сказано, позиции сформулированы, событийная канва известна? Необходимость такого обращения безусловно существует!

Во-первых, потому что сказано в действительности далеко не все. О том, что сказать еще возможно очень много и тема не исчерпана прекрасно показал Президент России во время развернутого своего выступления с опорой на архивные материалы по предвоенной ситуации на неформальном саммите СНГ, во время которого было убедительно показано, что кое-кто из государств, кто сегодня выдает себя за жертву мнимой советской агрессии несет немалую долю ответственности за рост военной эскалации и за то, что войну предотвратить в итоге не удалось.

Во-вторых, ежегодное повторяющееся обращение к теме Великой Победы имеет необходимость в качестве основания нашего единства, нашей идентичности. Каждая национальность нашей многонациональной страны, каждая семья сопричастна Победе, всенародному подвигу. В этом смысле исторический праздник есть всенародный священный ритуал, в котором заявляются наши ценности, наше единство, наш суверенитет, наша миссия в мире, как народа освободителя.

В-третьих, обращение к теме Победы тем более необходимо, что есть те, кто эту Победу пытается у нас похитить или, если похищение не удается, то ее предельно очернить. Победу необходимо защищать, и в этой защите уже состоит долг поколений преемственных поколению победителей. Очевидно также, что защищать Победу надо не только с горящим сердцем, но и высоким уровнем профессионализма. Защищать ее следует системно, поскольку и нападки на нее носят системный характер. И здесь мы и выходим на понимание того места, которое должно в целевом обращении к теме Великой Отечественной войны отводиться лекторским кадрам Российского общества «Знание».

Историческое просветительство в контексте «войн памяти»

Победа в Великой Отечественной войне является главной исторической скрепой российского общества. Ощущение своей сопричастности с победой и скорбь по павшим — это то, в чем консолидируется наше расколотое по многим другим параметром общество. И конечно эту скрепу необходимо всеми силами укреплять, предупреждать ее от эрозии, отражать попытки целевого разрушения. Но только семейных воспоминаний для поддержания сакрального отношения к Великой Отечественной войне недостаточно, нужно включение ее в матрицу больших исторических смыслов. И при выходе на эти смыслы обнаруживается связь Великой победы с фундаментальными ценностями российской цивилизации, с традициями большинства российского населения.

Победа в Великой Отечественной войне имеет не только мемориальную сторону. Сегодня в контексте усиливающихся информационно-психологических войн, часто проходящих в формате войн памяти, становится очевидно, что за Победу надо бороться и потомкам победителей. Победу сегодня пытаются похитить, пытаются очернить. Ответом на эти вызовы является в том числе и просветительская деятельность, которую осуществляет Российское общество «Знание».

О том, что память о Победе нуждается в защите нашло, напомню отражение, и при обсуждении поправок в Конституцию Российской Федерацию. На всенародное голосование в итоговую версию была включена следующая формулировка: «Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается». Прежде всего, процитированное положение относится к памяти о Великой Отечественной войне. Защита исторической правды – положение, которое надеюсь станет в скором времени конституционным положением, является и приоритетом просветительской деятельности РОЗ по направлению история и гуманитарным направлениям в целом.

Победы и поражения приходят не только на полях сражений. Войны выигрываются и проигрываются также и на уровне сознания. Потомки могут потерять то, что ценой своих жизней завоевали деды и прадеды, когда устыжаются прошлого своей страны, отказываются от исторической миссии своего, впадают в историческое беспамятство. В этом смысле борьба за Победу ведется и через семьдесят пять лет после Победы. Войны памяти – реальность современного мира, и эту реальность нельзя не учитывать. Нельзя в условиях войны, пусть даже войны не классической, а информационной, «войны памяти» делать вид или убеждать себя, что войны нет.

Действительно, поступающая информация из стран Европы, спасенной 75 лет назад Красной Армией от нацизма звучит как сводки с фронта: 19 сентября Европарламент принимает резолюцию «О важности сохранения исторической памяти для будущего Европы», которая была охарактеризована Президентом России как «беспардонная ложь» и в которой СССР обвинялся в совместной с Германией развязывании войны, в экспансии в Восточную Европу и даже впервые на таком уровне - в геноциде; 6 декабря состоялся снос обелиска советским воинам-освободителям в литовском Шяуляе; 9 января Сейм Республики Польши принял резолюцию обвинявшую российские власти в манипулировании историей и уравнивающий ответственность Германии и СССР как государств агрессоров; 3 апреля по решению городских властей Праги был демонтирован памятник маршалу Коневу. Воюют с мертвыми, используя в этой войне пропаганду, технологически превосходящую пропаганду Геббельса. И вероятно, Российское общество «Знание» должно стать одной из тех организаций, которое системно противостоит этой пропаганде.

Российское общество «Знание» - просветительская организация, и пропаганде она может и должна противостоять посредством просветительства. В чем различие между просветительством и пропагандой? Пропаганда основывается исключительно на идеологии вне зависимости от того – правду или ложь она несет, а чаще всего в фокусе Второй мировой войны несет именно ложь. Просветительство основывается на знании, а соответственно применительно к истории войны – на исторической правде. Слово «знание» вынесено в качестве идентичного названия нашей организации и опора на знание есть наш базовый принцип ведения просветительской работы.

Функциональные задачи «Российского общества «Знание»» в фокусе 75-летия Великой Победы

Указом Президента от 11 декабря 2015 года «О создании Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание»» в деятельности общества указывались три целевые функции – осуществление образовательно-просветительской деятельности, духовно-нравственное воспитание граждан России и развитие гражданского общества,. Все эти целевые функции находят непосредственное выражение в деятельности РОЗ, связанной с вопросами памяти в отношении истории Великой Отечественной войны.

Первая задача – образовательно-просветительская

Знания молодежи по истории, и в частности, по истории Великой Отечественной войны заставляют сегодня посылать сигнал тревоги. Как свидетельствуют различные социологические опросы, значительная часть респондентов – представителей молодого поколения не могут назвать никого из плеяды блестящих маршалов военного времени. А ведь когда-то их имена знал едва ли не каждый школьник. Значительная часть не может назвать точную дату начала Великой Отечественной войны.

И речь идет не только о фактологии войны, но и о ее концептуальном осмыслении, встроенности во всемирно-исторический процесс. Выходят фильмы о войне, проводятся патриотические акции, ведется поисковая работа. Все это правильно и необходимо. Но вот с концептуальным видением исторического процесса в целом, и непосредственно истории Второй войны объективно имеется дефицит. Такому концептуальному видению уделялось большое внимание во времена СССР. Сегодня, вероятно, должна быть поставлена задача продолжить разработки по направлению формирования единой концепции истории, о чем Президент говорил еще в 2013 году. И несмотря на то, что был разработан на основании президентского поручения историко-культурный стандарт, работу эту признать завершенной невозможно. В частности, принципиально важно говоря о значении Великой Победы 1945 года, подчеркнуть, что на сегодняшний день отсутствует в стандарте, факт спасения человечества нашими предками от коричневой чумы, от человеконенавистнической доктрины и геноцидной практики.

Через реализацию задач просветительства, организацию просветительского лектория формируется историческое сознание населения. Тема Великой Отечественной войны имеет в этом отношении ключевое значение. Очевидно, что приоритетным в этом лектории должно оказаться направление противодействия мифам и фальсификациям в отношении истории Второй мировой войны. У РОЗ, хотелось бы отметить, есть богатый опыт в этом отношении, как практический, так и научно-методологический, закрепленный выпуском ряда книг, адресно направленных в помощь лекторам-просветителям.

Вторая задача – духовно-нравственное воспитание граждан России

Молодежь во все времена нуждалась в образах героев, положительных примерах для подражания. Герои Великой Отечественной войны должны иметь в восприятии молодежи, с одной стороны, сакральный ореол, с другой, являться актуальными примерами в отношении того, по кому выстраивать собственную жизнь. Помимо героев-воинов – военачальников, офицеров, солдат, не должны остаться без внимания и гражданское население – труженики тыла.

Особое значение в плане решения задач духовно-нравственного развития имеет работа с молодежью, с трудно воспитуемыми в традиционном формате поколениями Y и Z.

С одной стороны, наша молодежь с благодарностью и энтузиазмом воспринимает обращение к теме Великой Отечественной войны. И это понятно – фактически для каждого – это составляющая его семейной истории, устных рассказов, идущих от дедов и прадедов. Многие студенты лично участвуют в акциях «Бессмертный полк». Но есть и настораживающие симптомы.

Один из них – размывание знаний о прошлом, смутные представления о природе Второй мировой войны. Так, дети – школьники, рисуя на 9 мая картинки, посвященные войне, устойчиво изображают танки и самолеты Красной Армии под триколорами. Сакральное отношение к государственному флагу, безусловно, важное чувство. Но ведь флаг-то в 1945 году был другой, и страна называлась иначе, и представлять Победу без реальных образов времени – вести к искажению картины прошлого.

Другой симптом – распространившийся среди части патриотически настроенной молодежи лозунг – «1941-1945 – можем повторить». Что это значит – повторить? Война обошлась стране в 27 миллионов жизней. Предполагается повторить войну? У ветеранов была, напомню, другая позиция – это никогда не должно повториться.

Третья задача – развитие гражданского общества

Сегодня у молодежи еще есть прямая связь с непосредственными участниками Великой Отечественной войны. К следующему юбилею, вероятно, эта связь, к сожалению, прервется. А потому именно на наше время в трансляции знаний и памяти о войне возлагается особый груз социальной ответственности.

Направление деятельности РОЗ в фокусе развития гражданского общества видится в данном случае в возможностях работы с ветеранами, как живыми источниками информации о войне, свидетелями военного времени. Ветераны, к сожалению, уходят. С каждым годом их число уменьшается. Проявление заботы о ветеранах, спасших семьдесят пять лет назад страну и мир от угрозы фашизма, долг современных поколений российского населения. Проекты по интервьюированию ветеранов, создания баз видео и аудиозаписей видятся достаточно перспективными в свете новых технологических реалий. Поисковая полевая работа, сбор и систематизация материалов личных архивов, создание первичных музеев, защита памятников павшим – все это доступные формы, которые позволили бы через обращение к тематике Великой Отечественной войны катализировать развитие российского гражданского общества и, прежде всего, его молодежного сегмента.

Президент о повестке исторического просветительства в Год памяти и славы

Завершить бы хотелось наиболее аккумулятивными в отношении повестки деятельности РОЗ в связи с проблематикой Великой Отечественной войны словами, которые принадлежат Президенту Российской Федерации. Произнесены они были в декабре 2019 года на заседание Российского организационного комитета «Победа»: «Попытки искажения исторической правды не прекращаются. К ним подключились не только наследники пособников нацистов. Теперь дело дошло до некоторых вполне респектабельных международных институтов и европейских структур. Вы знаете наверняка, что недавняя резолюция Европейского парламента поставила фактически на одну доску и нацистских агрессоров, и Советский Союз. Чуть ли не обвиняют СССР наряду с нацистской Германией в развязывании Второй мировой войны… А тех, кто пытается спорить с такой ни на чём реально не основанной, беспардонной ложью, заранее обвиняют в «информационной войне против демократической Европы»… Наш ответ на ложь – это правда. Мы продолжим рассказывать о событиях, фактах Великой Отечественной войны, раскрывать и публиковать архивные материалы во всей их полноте… Память и гордость должны объединять нас, делать сильнее, помогать молодым людям в полной мере осознать свою сопричастность Родине, великим делам своих предков, ответственность за будущее России. Именно это и должно стать главным духовным смыслом Года памяти и славы».