Россия 
Ваш регион:
Россия
Ваш регион:
Выберите свой регион
После выбора Вам отобразятся новости, мероприятия, фото- и видеоальбомы выбранного региона
По вашему запросу не найдено результатов

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​







Просветительство нон-стоп​


11 октября​​​​ 2020
​​​

Созданное в 1947 году Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний несколько десятилетий объединяло цвет отечественной интеллигенции. В разные годы его возглавляли академики С.И. Вавилов, А.И. Опарин, М.Б. Митин и нобелевские лауреаты Н.Г. Басов и Н.Н. Семёнов.

В июне 2016 года было создано Российское общество «Знание». О том, чем оно живёт сегодня, мы говорим с его руководителем – заместителем председателя Комитета по образованию и науке Государственной думы, членом Центрального штаба ОНФ Любовью Николаевной Духаниной.

– Первый устав Общества «Знание», принятый в 1947 году, главными задачами определил «распространение политических и научных знаний среди населения». Сегодня цели те же или политическое просвещение в связи с изменившимся общественно-политическим строем уже неактуально?

– Кроме распространения политических и научных знаний Всесоюзное общество ставило своей целью культурное просвещение, что также было отмечено в уставе. Сегодня приоритетами для «Знания» являются популяризация науки, развитие гражданского общества, духовно-нравственное воспитание, повышение эффективности просветительско-образовательной работы в масштабах всей страны.

В 2019 году мы проводили замер общественного мнения: 43% граждан отметили, что им интересны просветительские программы, которые строились бы на анализе происходящих в стране и мире событий. Многие хотели бы посещать семинары на темы внутренней и внешней политики, дебаты о государственном устройстве и будущем страны. Людям явно недостаточно транслируемых политических ток-шоу, не всегда получается удовлетворить внутренний запрос и контентом в интернете. Поэтому в основе нашей работы – освещение событий с разных сторон, вовлечение в диалог, обсуждение в том числе личного отношения человека к значимым событиям прошлого и настоящего. К числу таких начинаний «Знания» относится проект, посвящённый столетию Великой Октябрьской революции. Акцент делался не просто на сравнение и анализ позиций историков, а на исследования и зарисовки быта регионов Российской империи на момент начала гражданского противостояния, изучение деталей экономической и социальной конъюнктуры как первопричины дальнейших событий. В этих обсуждениях приняли участие более десяти тысяч человек.

Один из важнейших запросов российского общества – справедливые и прозрачные демократические процедуры. Поэтому сегодня в сотрудничестве с Общественной палатой мы организуем общественное наблюдение за открытостью и прозрачностью избирательного процесса. Первый опыт работы в качестве наблюдателей эксперты «Знания» получили на выборах президента России в 2018 году. В дальнейшем сотрудники и эксперты Общества и его региональных отделений будут на постоянной основе привлекаться к работе в качестве наблюдателей на выборах в Государственную думу, в законодательные собрания регионов. Расширение корпуса наблюдателей однозначно способствует повышению информационной открытости и прозрачности выборных процедур.

– В советские времена авторитетные учёные, деятели культуры и искусства, общественные деятели читали почти 20 млн лекций в год. Современная интеллигенция участвует в деятельности общества?

– Не просто участвует, а является его основой, главным ресурсом. Одна из наших задач – объединить лучших представителей науки и культуры и направить совместные усилия на укрепление и развитие творческого потенциала детей и взрослых. Мы можем гордиться, что в ряды нашего Общества уже входят представители современной российской интеллигенции: учёные, преподаватели, врачи, литераторы, сотрудники музеев, общественные и культурные деятели.

Среди руководителей региональных отделений «Знания» – доценты и профессора крупнейших российских вузов, 37 кандидатов и 22 доктора наук. Публичные лекции и онлайн-мероприятия по всей стране проводят 2500 лекторов Общества. В общей сложности их аудитория насчитывает свыше 3 миллионов человек в год. Это достойные показатели, и каждый год они увеличиваются.

– Любовь Николаевна, до распада Союза Общество «Знание» финансировало государство, у него была и солидная собственность. Как обстоят дела сегодня, на какие средства существует Общество и осталось ли что-нибудь от прежней собственности?

– В советское время Всесоюзное общество «Знание» владело значительной собственностью: издательства, типографии, журналы, клубы, дома знаний, планетарии, санатории, пансионаты... Общество получало значительный доход от их функционирования. Например, принадлежащее ему печатное издание «Аргументы и Факты» только в 1989 году принесло доход в 54 миллиона рублей.

Но после распада СССР «Знание» попало в глубокий кризис. Основная часть его имущества была потеряна. В настоящее время мы предпринимаем шаги по частичному возврату собственности Общества, по созданию современной системы управления. Недавно вернули и запустили Саратовский планетарий, чему очень рады. Ежегодно более 8000 человек могут стать участниками 40 просветительских программ, послушать увлекательные лекции, своими глазами увидеть звёздное небо. Поход в планетарий всей семьёй для ребёнка может стать событием, которое запомнится на всю жизнь. И первым шагом в сторону большой науки.

Что касается финансирования, то некоторую часть средств, в соответствии с Указом №617 Президента РФ, организация имеет право получать в качестве субсидий от федеральных и региональных структур.

– В начале девяностых, когда рушилась страна, связи да и само Общество «Знание», в Политехническом музее заработал первый ваш компьютерный клуб. Компьютерная, медийно-информативная грамотность по-прежнему в приоритете Общества?

– В прошлом году у нас родилась идея по проведению олимпиады «Цифровая Россия» для всей страны. И результаты превзошли все наши ожидания! Участие в ней приняли почти 40 тысяч человек, работало 156 очных площадок плюс дистанционная платформа. Главной целью олимпиады было дать возможность каждому совершенно бесплатно узнать свой уровень и потенциал в работе с цифровой средой. Все участники были поделены на пять групп: школьники, студенты, работающие граждане, предпенсионеры и пенсионеры. Конечно, результаты школьников и пенсионеров были ниже, чем у остальных участников, но большинство «олимпийцев» показали продвинутый уровень во всех профессиональновозрастных категориях.

Россия входит в цифровую эпоху, и наша обязанность, как крупнейшей просветительской организации, соответствовать вызовам времени. У нас действуют разные проекты и программы, направленные как на повышение общей компьютерной грамотности граждан, так и на развитие цифровой экономики. В регионах открываются центры, где осуществляется комплексное развитие digital-навыков молодёжи, взрослых и лиц «серебряного возраста». Особенно хороший отклик эти программы находят у пенсионеров и предпенсионеров, не желающих выпадать из ритма современности. Мы ставим для себя масштабные задачи: до 2024 года создать тысячу центров цифровой грамотности во всех регионах России и обучить 2 миллиона граждан.

Решению этой задачи способствует и проект «Азбука цифровой экономики». Это серия бесплатных вебинаров для широкой аудитории. Слушатели могут не только получить представление о «цифровой экономике» и цифровых технологиях, но и обсудить эту тему с экспертами высочайшего уровня, получить сертификаты.
 
– Общество выступило в качестве базовой организации Совета по профессиональным квалификациям при президенте. Вами был разработан профессиональный стандарт «цифрового куратора». Для кого он?

– Главной предпосылкой создания профессии цифрового куратора стала необходимость повышения цифровой компетентности наших граждан. В условиях цифровизации всех сторон нашей жизни развитие ИКТ-навыков становится всё актуальнее. Новые технологии появляются каждый день, создавая для людей новые неограниченные возможности. Цифровой куратор призван стать навигатором в мире этих возможностей.

Основная составляющая этой профессии – консультирование граждан и бизнеса по вопросам применения цифровых технологий и онлайн-сервисов. Российское общество «Знание» уже приступило к подготовке первых цифровых кураторов. Профессия эта рассчитана на разные возрастные и профессиональные группы населения, она очень мобильная и гибкая. Освоить её могут как ученики старших классов, студенты, аспиранты, так и люди, уже имеющие образование и желающие сменить род деятельности. Для старшеклассников и студентов цифровой куратор может стать не просто первой профессией, но и возможностью освоить новую культуру «входа в профессию». А для состоявшихся специалистов, людей пенсионного возраста новая квалификация знаменует не просто новый виток карьеры, но и возможность вторичной социализации.

Люди, освоившие профессию цифрового куратора, могут работать на предприятиях, осуществлять профессиональную деятельность как самозанятые, оказывать консультационные услуги помимо осуществления основной работы. Цифровой куратор может стать дополнительной квалификацией при приёме на работу. По факту мы создаём возможность появления новых рабочих мест в отечественной экономике.

– В прошлом году на базе «Знания» открылся также Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования. Чем он будет заниматься?
 
– Основная задача Совета – консолидация усилий работодателей, органов власти, образовательных организаций, профсоюзных и общественных организаций в целях развития национальной системы квалификации в образовании. Что это означает? Во-первых, мы осуществляем мониторинг рынка труда и его потребностей в квалификациях и профессиональном образовании. Во-вторых, в функции Совета входит профессионально-общественная аккредитация и экспертиза соответствия ФГОС и примерных образовательных программ профессиональным стандартам. В-третьих, это организация независимой оценки педагогов, доработка действующих и разработка новых профессиональных стандартов, системы квалификационных требований и оценочных средств для педагогических профессий.

В настоящий момент Министерство просвещения внесло на рассмотрение в Совет проект квалификационных требований и оценочных средств по профессиональному стандарту «Педагог». Ещё один профстандарт – «Руководитель образовательной организации» – предусмотрен для руководителей дошкольных организаций и организаций общего образования и объединяет в себе два соответствующих профстандарта. Думаю, в ходе обсуждения этого проекта профессиональное сообщество придёт к пониманию, должен ли это быть один стандарт или всё же необходимо разделить его на два отдельных документа.

Совет взял на себя ответственность по актуализации профстандарта педагога профессионального обучения и профессионального образования. Вы наверняка знаете, что в начале июня Минюст зарегистрировал отмену действующего стандарта. Его применение было сопряжено с многочисленными рисками. Он устанавливал искусственные барьеры доступа к преподаванию в вузах для работников без учёной степени. Особенно сильно от этого могли пострадать опытные преподаватели-практики. Сейчас мы утверждаем дорожную карту разработки новой версии стандарта и формируем рабочую группу экспертов.

Одним из ключевых элементов системы независимой оценки квалификаций педагогов станут центры оценки их профессионального мастерства и квалификации. В 2019 году такие центры были созданы в 11 пилотных регионах. В 2020 году они появятся ещё в 10 субъектах Федерации. На базе этих центров будут созданы экзаменационные площадки, на которых будут проходить профессиональные экзамены для педагогов по закреплённым Советом квалификациям.

Образование по скорости принятия профессиональных стандартов пока отстаёт от других сфер. В этом году наша задача совместно с Министерством просвещения – ликвидировать это отставание. Нам нужно определить и закрепить квалификационные требования, определить и разработать модели оценочных средств, чтобы уже в декабре мы могли провести апробацию независимой оценки педагогов.

– Ведёт ли Общество и сегодня пропаганду научных знаний? И если да, то как? Через СМИ, социальные сети, лекции в школах и вузах?

– Популяризация науки, информирование граждан о её достижениях доступным языком – традиционно магистральное направление деятельности Российского общества «Знание». Мы активно используем как традиционные лекции, мастер-классы, интенсивы ведущих российских преподавателей, так и новые форматы – социальные сети, стримы, стендап-выступления и баттлы молодых учёных.
 
Наши проекты делают науку доступной для массовой аудитории. Контент от Российского общества «Знание» можно найти и в социальных сетях, и на видеохостингах. В рамках научного просвещения у нас реализуется целая серия проектов федерального масштаба: «Достижения современной науки: популярно и массово», «Открытая кафедра: наука–образование–просвещение», «Педагогический Транссиб», «Новые знания жителям села», «В День знаний спроси у «Знания», «Революция 1917 года в России» и другие.
Для решения государственных задач, которые стоят перед Обществом, важно ещё и выявлять таланты, вовлекать их в систему научной подготовки. Для этого у «Знания» уже есть механизм работы с молодыми талантами. Мы апробировали его на «Слёте молодых лекторов» и в других проектах, запустили механизм грантовой поддержки.

– Любовь Николаевна, идёт массовая цифровизация библиотек. Как по-вашему, книги в обычном, бумажном варианте останутся?

– Мир вокруг библиотек меняется, меняются и сами библиотеки, вводя в обиход цифровые форматы. Многие библиотеки стали культурными центрами притяжения людей, объединённых стремлением познать, разобраться, научиться. Там знают, как привлечь детей, молодых людей, и понимают, как встроить в предлагаемые активности и печатные книги, и цифровые технологии.

Книги в бумажном варианте, конечно, никуда не исчезнут. Сегодня рынок электронных книг в аудио- и текстовых форматах растёт, увеличиваются объёмы прослушивания подкастов и лекций. Но этот сегмент по-прежнему довольно компактен. Согласно данным Российского книжного союза, исследующего рынок книги на примере Москвы, объём цифрового рынка в 2019 году не превышал 9,2% от книжного рынка столицы, и, по прогнозам экспертов, бумажная продукция ещё долго будет удерживать лидирующие позиции.

Кроме того, наука говорит о том, что чтение с бумажного источника продуктивнее, чем с электронного. Это показал эксперимент норвежской исследовательницы Анне Манген. В нём приняли участие 72 выпускника школ: часть из них читали отрывки из художественной литературы по бумаге, а другая часть – с экранов компьютеров. В итоге те ребята, кто читал с бумаги, лучше остальных поняли и запомнили текст. Сама Манген говорит от том, что чтение – это ещё и телесный опыт. Ощущение книги в руках, звук переворачиваемых страниц, запах книги, неподвижность печатных символов – всё это облегчает наши когнитивные усилия при восприятии текста.

Наконец, чтение книг – это особый стиль жизни. Сколько молодых людей читают книги на улицах, в общественном транспорте, насколько популярны интернет-магазины именно бумажной книги! Да, цифровой мир становится для нас нормой. Но чтение книги – это культурная традиция, которая у нас очень крепка, это занятие, которое стало частью нашего культурного кода. И пока в наших домах сохраняются тихие и уютные уголки семейных библиотек, эта традиция будет жить.
 
– Любовь Николаевна, не так давно вы стали членом попечительского совета «ЛГ» наряду с другими уважаемыми, достойными и известными в стране людьми…
 
– Да, причём согласилась сразу не только потому, что председателем попечительского совета «Литературки» является мой товарищ по комсомолу Вячеслав Копьёв. Давно, ещё со студенческих лет, читаю старейшую культурологическую газету России. К сожалению, не пришлось побывать на вашем вечере в честь 190-летия в знаменитом Александринском театре. Но с радостью в юбилейный год поздравляю сотрудников и читателей с этой славной датой и уверена: такие издания, как ваше, никогда не исчезнут. Как приятно в среду открыть свежий номер и найти массу интересных материалов как для работы, так и для души. Надеюсь на плодотворные контакты Общества «Знание» и «ЛГ». Очень бы хотелось, чтобы рос тираж газеты и с каждым годом прибавлялось подписчиков как бумажной версии, так и электронной. Уверена – каждый учитель словесности не может обходиться без чтения «Литературки», которая давно является лоцманом в книжном океане. В общем, постараюсь быть максимально полезной.

– Спасибо за добрые слова. И в конце разговора хочется поздравить вас, Любовь Николаевна, с двумя праздниками, которые вы отмечаете в один день. Как доктора педагогических наук – с Днём учителя, который традиционно отмечается 5 октября. И с наступающим днём рождения!
 
Беседу вела Людмила Александрова

​​