В рамках просветительского проекта Знание.Лекторий председатель регионально отделения Общества «Знание» рассказал, как сегодня меняется профессия инженера и чем уникальна наша Передовая инженерная аэрокосмическая школа (ПИАШ).
Особое внимание лектор уделил тому, что должен уметь современный инженер. Он подчеркнул, не только проектировать, но и тестировать, оптимизировать и управлять всем жизненным циклом продукта. Не менее важно владеть «мягкими навыками»: работать в команде, управлять проектами и даже разбираться в маркетинге. Быть гуру цифровых технологий. Именно таких универсальных специалистов готовят в ПИАШ, подчеркнул лектор.
Владимир Богатырев отметил, что уникальность подхода Самарского университета заключается в индустриальных партнёрах — полноправных участниках образовательного процесса. Такие гиганты, как РКЦ «Прогресс», ОДК-Кузнецов, «Авиакор», «АвтоВАЗ», не просто ждут выпускников, а сами участвуют в отборе студентов, создании лабораторий и утверждении программ.
Кроме того, обучение в вузе ведется через реальные проекты. Студенты работают в командах над конкретными задачами, примеряя на себя роли разработчика, менеджера или исследователя.
Особенно отметил ректор поддержку в трудоустройстве. По его словам, цель вуза — чтобы выпускники приходили на предприятия готовыми, слаженными командами, способными с первого дня браться за сложные вызовы.
Напомним, проект «Передовые инженерные школы» — это более 50 центров по всей стране, где готовят элиту отечественной инженерии. И Самарский университет им. Королёва — в авангарде этого движения.
Кроме того, на площадке Приволжского государственного университета путей и сообщений прошла лекция о наставничестве в образовании. Лектором Общества «Знание» выступил ректор вуза Максим Гаранин. Слушателями стали более 500 студентов, преподавателей, аспирантов и представителей научного сообщества.
Свое выступление лектор посвятил важнейшим аспектам наставничества и современным образовательным технологиям — синергии традиционных методов с новейшими, которые позволяют создавать более персонализированные и интерактивные форматы обучения, усиливая обратную связь и поддерживая постоянный диалог между наставником и студентом.
Максим Гаранин отметил, что наставничество — это не просто краткосрочное взаимодействие, а игра в долгую. Наставник должен держать рамку — грамотно устанавливать баланс между ограничениями и требованиями, что помогает вырабатывать самостоятельность и ответственность в любом деле.
По словам лектора, важно занять позицию не только эксперта, но и проводника, который видит долгосрочную перспективу развития молодого человека. Цель наставника — формировать не только профессиональные навыки, но и жизненные ориентиры, выстраивать доверительные отношения, способствующие всестороннему росту.
Ректор подчеркнул, что наставники помогают студентам адаптироваться к изменениям образовательной среды и современным вызовам, объединяя в себе функции учителя, ментора и, порой, психолога. Именно в этом заключается их ключевая миссия — способствовать успешному переходу от обучения к профессиональной деятельности.
Знание.Лекторий — это просветительский проект Общества «Знание», в рамках которого в каждом регионе РФ проходят лекции на самые разные темы: от микробиологии и физики до развития гибких навыков. Каждый субъект РФ может запустить на своей территории именно ту инициативу, которая важна для его жителей. Во время лекций молодежь может задать вопросы экспертам и обсудить актуальные вопросы.