В беседе эксперт подчеркнула, что подход к трехлетнему малышу и подростку должен быть разным, выделив четыре основные причины такого поведения.
В первую очередь, у детей, чем младше ребёнок, тем больше на него влияют физиологические причины — усталость, раздражение, потребность во сне. Эмоциональные проявления: сложность выразить свои чувства, отсутствие контакта с родителями. Третья причина — подражание тому поведению, которое ребёнок видит в семье. И ещё одна — это отстаивание своих границ. Если ребёнок чувствует, что его границы нарушаются, это может стать причиной агрессии. Знаете, когда мышку загоняют в угол, она начинает атаковать,
— объяснила Анна Ермолаева.
В диалоге с ведущим психолог доступно объяснила, почему в момент конфликта ребенок перестает слышать взрослых. Она рассказала о работе мозга, когда миндалевидное тело берет верх над рациональным мышлением, запуская древний механизм защиты «бей, беги или замри». Александр Оджо, опираясь на свой педагогический опыт, заметил, что состояние «замри» часто можно наблюдать на контрольных работах, когда ученики впадают в ступор. Эксперт подтвердила, что это типичная реакция на стресс в любом возрасте.
Особое внимание в беседе было уделено подростковому возрасту и желанию детей спорить. Анна Ермолаева призвала родителей не бояться споров, а видеть в них возможность для диалога.
Пусть лучше уж спорит. Лучше иметь спорящего подростка, который учится аргументировать, чем того, кто замкнется, понимая, что его не услышат. Это более опасная ситуация — выученная беспомощность из серии: «Всё равно, что я скажу, меня не услышат»,
— подчеркнула психолог.
Она также развеяла миф о необходимости «пресекать на корню» любую грубость: если давить авторитетом и криком, можно получить внешне послушного ребенка, но с огромным риском аутоагрессии в будущем.
Вы получите послушного ребёнка, если сильно кричать или бить кулаком по столу. Это сработает. Но чего мы добьемся? Ребёнок будет жить с ощущением, что его не услышали. Тогда агрессия может быть направлена на себя — появляются порезы, самоповреждения, рискованное поведение,
— рассказала Анна Ермолаева.
Наибольший отклик у зрителей вызвала практическая часть эфира, где эксперт на конкретных жизненных примерах показала, как применять техники активного слушания и «я-сообщения». Александр Оджо и Анна Ермолаева разыграли диалог родителя и ребенка, не желающего делать уроки вместо прогулки с друзьями. Эксперт предложила трехшаговый конструктор беседы: отразить эмоцию («Я вижу, ты расстроен»), предположить причину и предложить альтернативу.
Если вы чувствуете, что не готовы к разговору, что вот-вот сорветесь, лучше взять паузу. Сказать: «Я сейчас очень злюсь. Давай возьмем 15 минут и вернемся к разговору». И самое главное — вернуться! Не делать вид, что всё забылось, иначе ребенок останется с ощущением недосказанности,
— посоветовала психолог.
Подводя итоги, Анна Ермолаева дала универсальный совет на все случаи: в любом возрасте важно транслировать ребенку безусловное принятие.
Самое главное — признание того, что эмоции и конфликт не влияют на мое отношение к тебе. Мы должны с детства говорить: твоё плохое поведение не равняется тому, что я перестаю тебя любить. Я тебя люблю всё равно, несмотря ни на что.