В начале выступления Виталий Савельев отметил, что прорывные проекты, которые Россия реализует для развития высокоскоростного движения, значительно укрепляют технологический суверенитет страны и формируют прочный фундамент на многие десятилетия вперед. В первую очередь речь идет о строительстве пяти высокоскоростных железнодорожных магистралей из Москвы до Санкт-Петербурга, Минска, Екатеринбурга, Адлера и Рязани.
Россия входит в число передовых стран, которые развивают высокоскоростное движение. Что нам даст развитие этой технологии? Например, новая высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург объединит две крупнейшие агломерации и позволит сократить время в пути между городами до 2 часов 15 минут. Запуск этой линии запланирован на 2028 год. И пассажиропоток на маршруте, по оценкам экспертов, составит не менее 23 млн человек по итогам 2030 года,
— пояснил Виталий Савельев.
Государственный деятель детально рассказал о линии ВСМ Москва — Санкт-Петербург. Вместо шпал и верхнего слоя щебня будет использоваться уникальная бетонно-рельсовая плита, способная выдерживать перепады температур от +50 до -50 градусов. В кооперации по производству высокоскоростного поезда для ВСМ задействовано более 150 российских производителей комплектующих. Максимальная скорость поезда — 400 км/ч. Поезд будет состоять из 8 вагонов, предусмотрено роботизированное обслуживание и автоматизация посадки при помощи биометрии.
По словам Виталия Савельева, перспективными также являются технологии магнитной левитации и движение поездов в вакуумной среде — Hyperloop. С 2004 года маглев успешно эксплуатируется в Шанхае на трассе из аэропорта, сейчас в Китае планируют соединить трассой маглев Пекин и Шанхай, что сократит время в пути между двумя мегаполисами с 5,5 до 2,5 часа. Разработки Hyperloop сейчас ведутся в ОАЭ, Европе, США, скорость поездов при этом в теории может достигать 1200 км/ч.
И нам вместе нужно своевременно отслеживать эти тренды и создавать фундамент для формирования необходимых компетенций в России. Я уверен, что Россия будет в числе стран-лидеров. И вы должны эти технологии не просто изучать, вы должны брать на себя ответственность, развивать их. Уверен, скоро появятся гиперзвуковые самолеты — это всё уже будет ваша работа,
— подчеркнул Виталий Савельев.
Участники марафона задали множество вопросов о перспективах развития беспилотного транспорта, международного транспортного коридора Север — Юг. Порассуждали, каким будет транспорт через 25 лет и почему такое внимание уделяется развитию авиационной промышленности.
Нам казалось, что мы можем использовать иностранные самолеты, потому что весь мир так работает. Мы разрабатывали наши самолеты, но такого резкого скачка не было. В нынешней ситуации мы должны иметь полностью свой самолет, потому что иначе нас просто могут отрезать от рынка запчастей и комплектующих. И то, что делает сейчас наша авиационная промышленность, достойно уважения и похвал. Почему? Ни один самолет в мире — ни Bombardier, ни Boeing, ни Airbus — не сделан полностью из комплектующих своей страны. Наша промышленность делает полностью отечественный самолет. И им уже удалось сделать «Сухой Суперджет» на полностью отечественных двигателях ПД-8. МС-21 — серьезный конкурент Boeing и Airbus — также сделан полностью на российских комплектующих,
— сказал Виталий Савельев.
Марафон Знание.Наука проходит 30-31 октября 2025 года в Москве в Национальном Центре «Россия». Участники марафона –– более 5 тысяч школьников, студентов и молодых ученых из 82 регионов России, а также Абхазии. Программа марафона включает 4 трека: «Наука в действии: от теории — к прорыву», «Наука и технологии будущего: горизонты новых открытий», «Герои прогресса: профессия — ученый» и «Наука как искусство: популяризация научного знания». Наряду с лекциями и открытыми диалогами на площадке марафона проходят научные эксперименты, мастер-классы и интеллектуальные викторины с призами от Общества «Знание». Также в дни марафона состоится запуск нового телеканала «Знание», который будет круглосуточно доступен в эфире оператора «Триколор».